Magyar Építőművészet, 1961 (10. évfolyam, 1-6. szám)

ВЕНГЕРСКАЯ АРХИТЕКТУРА Лг§ 1. 1961. ВЕНГЕРСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЖУРНАЛ СОЮЗА ВЕНГЕРСКИХ АРХИТЕКТОРОВ Подпись на журнал заграницей принимается представителями Внешнеторгового Предприятия по распростванению книг и журналов „Культура“. (Будапешт, 62. Р. О. В. 149.) Майор Матэ : ЖУРНАЛ ВЕНГЕРСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЗАГРАНИЦЕЙ ...................................3 стр. 6-.У? номер нашего журнала за прошлый год аже указывал на некоторые успехи заграницей, которые с помощью журнала Венгерская Архитектура, завоевали авторитет для венгерской архитектуры. Сейчас автор возвратился к этой теме и сообщает, что средний тираж журнала Венгерская Архитектура в 1960 году составлял ровно 4000. экземпляров. Из этого 1200 экземпляров идет заграницу, что составляет 30°/» от всего выпуска. Из перечисленных данных наиболее неожиданным является масса экземпляров, поступующая в Советский Союз (701) и это самая приятная неожиданность. Вести, об одной значительной области венгерской культуры, проникающие к очень .многому обязывают. Эгреши Имре : ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ, НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ В ЖИЛОМ КВАРТАЛЕ ОБУДА..................................................................................................................................................4 стр. Подготовка программы грандиозного жилого строительства второго пятилетнего плана была начата на основе 3-х-летнего технико-экономического плана Министерства Строительства. Соответственно отдел:,ным пунктам плана параллельно были начаты работы связанные с материалами, конструкциями, оборудованиями и механизацией, с новыми методами строительства, а также работа, связанная с планировкой современных квартир с применением обычных конструкций и развитием их со встроенным и новым оборудованием. Для решения этой задачи были привлечены путем конкурса Министерством Строительства лучшие архитекторы и проектировщики государственных проектных институтов. Был объявлен конкурс, в первом этапе по конструкциям, во втором общегосударственный конкурс квартир, в третьем общегосударственный конкурс по квартирной мебели. После исполнения конкурсов приступили к разработке проектов-прототипов и уже потом после критики и коррекции приступили к осуществлению. Прототипы жилых зданий были построены в экспериментальном жилом квартале Обуды. После того, как были построены первые жилые здания, в экспериментальном жилом квартале, во время строительства показали руководителям и большой клиентуре, специалистам, а также населению, чтобы могли сказать свое мнение о представлении пректировщиков, о их достижениях в области проектирования квартир и оборудования. Цель показа оборудованных квартир построена на том, чтобы среди типовых различных построек различной системы и размеров, соответствующим образом выбрать нужное для типизации, а также коррекция ошибок, которые нельзя было устранить во время проектирования и в порядке критики-. Показ экспериментального жилого квартала служит целью исследовать в массовом эксперимен тальном жилом квартале встроенное оборудование, дверные и оконные конструкции, облицовки, тепло- и звукоизоляционные материалы. Применение позитивных и негативных опытов экспериментального жилого квартала можно использовать при разрабатываемых типовых проектах, в традиционной и современной средне и крупно блочнлй конструктивной системе. Оборудованные квартиры недвусмысленно доказывают возможность серийного производства современной мебели, которая координировала бы с квартирами, которая должна быть используемой в вариациях и доступной для покупателей. Бенкхард Агошт : НОВЫЙ МОСТ ЭРЖЕБЕТ ................................................................................................ 14 стр Место будапештского моста Эржебет уже столетия является переправочным пунктом, соединяющим восточный и западный берега Дуная. Роль древнего переправочного пункта развивается позднее, когда в бассейне Карпат образовалась Венгрия, которая сейчас уже не является границей двух мировых систем, а попадает в центр одной страны. Роль построенного моста непосредственно на переходе столетий значительная в разработке структуры города. Тысячелетняя магистраль переправы новым мостом получит окончательный смысл. Устанавливается новая „транспортная ось“ столицы. Старый мост Эржебет являлся бесподобно смелым инженерным творением того времени, потому что эстетическими линиями и украшениями по вкусам эпохи показал максимум. Особое счастье Будайского предмостья, ряд великолепных лечебниц, который заколдовывает в центре города это тихое маленькое курортное место. Роль моста не изменяется до тех пор, пока нацизм, не щадя ценности, убийственным способом не опрокинул в Дунай стройный корпус моста. Восстановление будапештских мостов интересная, серьезная работа, и хотя каждый мост был восстановлен более грузоподъемным и шире, в случае моста Эржебет проектировщиков, строителей и страну ожидает еще большая работа. Из-за транспортно-политических соображений требуется большая ширина и грухоподъе Долго продолжался спор о месте расположения моста. Также была спорной конструкция моста. За то чтобы мост построили на первоначальном месте, говорят вытекающиеся технические и материальные ценности, которые сравнительно не очень повредились. Мост Эржебет только тогда последует правильным первоначальным традициям, если в настоящее время с современными конструкциями и современной формой, будет таким же прогрессивным, каким был 60 лет тому назад. Это заранее исключает его nt рвоначальные размеры и ценные конструкции. После такого соображения было решено, что мост будет висящей системы, наиболее современный вариант мост-кабель. Решение нового моста вследствие тщательного проектирования несмотря на ширину и грузоподъемность не будет тяжелее первоначального. Грегор Аладар—Мароти Дьердь : СОВРЕМЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КВАРТИР...........................33 сгр. Электрическое оборудование квартир поставляет электроэнергию для освещения и домашних приборов. Из последних освещение интересует архитектора, художника и специалиста по устройству интерьеров, потому что, кроме функциональных задач оформление светильников и действие света является значительным способом для увеличения уютного и эстетического эффекта квартир. Для получения света, для распределения источников света и регулирование его качества, необходимы осветительные приборы, которые имеют определенные размеры и их правильное установление определяется законами световой техники. Задача общего освещения такая, чтобы дал достаточный свет для ориентировки и пребывания и в отдельных случаях для проведения функций протекающих в комнате. Задача местного освещения обращает внимание на отдельные картины, растения или на часть интерьера квартиры и посредством этого усиливает благоприятные условия квартиры. Осветительные приборы дающие и общее, и местное и акцентное освещение должны быть по размеру, размещению и сочетанию цветов приспособлены к интерьеру квартиры. К плавно оборудованной линии подойдут простые по форме с интересноподобранным сочетанием цветов висячие и настенные лампы. При выборе форм и материалов „торшер“ и настольных ламп местного освещения надо учесть меблировку квартир. С точки зрения чисто художественного оформления квартир надо исходить из требований техники освещения. Кати Имре : ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДОЛА — СЕЛЬСКИЙ ДОМ .......................................................37 стр. Проявляющийся беспорядок при проектировании сельского дома исходит в большинстве случаев из существующих двойных функций сельского дома и их неправильного понимания. Производственную функцию частично преувеличим, частично мало обратим на нее внимание, но не думали о возможности разделения этой двойной функции так, как этот вопрос может быть решен в современной форме. Есть необходимость в больших изменениях для того, чтобы сельская жилищная культура могла развиваться с совершенным уклоном, но это не значит отказ от традиций, а наоборот возвращение к наилучшим традициям. В отношении формы традиция и современность естественно следуют одна за другой как у функций. Для развития такого направления естественно необходимо государственное вмешательство. Эрдеи Ференц : НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СЕЛА .....................................................................................................................................40 стр. В наше время принятие городского облика провинции и насыщение сельского хозяйства промышленностью принимает всемирное значение. При капитализме отношения между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством проявляются в форме противоречий. В экономической жизни западных капиталистических стран самым интересным, даже модернистским явлением является вертикальное интегрирование. Эта связь.обозначает то, что торговую сельскохозяйственную продукцию организуют промышленные предприятия или банки, они определяют производимые товары, они продают различные производственные материалы и средства и на сельское хозяйство остается просто осуществление производственной программы. При социализме такие основные противоречия, между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и селом не существует. Однако это не значит, что в социалистических странах одним махом исчезнет разница между промышленностью и сельским хозяйством. Однако существующую разницу между двумя отраслями постепенно ликвидирует сближение друг к другу форм владения, с другой стороны механизация и развивающийся технический прогресс, и после этого останутся небольшие, не существенные разницы между промышленностью и сельским хозяйством. На разных уровнях развития промышленности и другим путем появляются противоречия или разница города и села, промышленности и сельского хозяйства. Автор занимается основным направлением развития, изменением производственных отношений, условия расселения, а также с изменениями, происходящими в трудовых условиях сельскохозяйственного насел.ения и определяет направлял общественно-экономического развития сельского хозяйства на основе социалистического крупного хозяйства и общественное развитие трудового населения, занятого в сельском хозяйстве в условияч социализма, в ускоренном темпе приблизит то время, когда после исчезновения противоречий л 1 ;: городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством исчезнут и всякие существенные пр( речия. Кубински Михай : МЫСЛИ О ВЕНГЕРСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ В НАЧАЛЕ ЭТОГО СТОЛЕТИЯ .............................................................................................................................................................................43 стр Венгерская архитектура на повороте столетия развертывается в эпохе развитого капитализма. Интерес в искусстве постепенно обращается к традициям венгерского ландшафта и венгерского села. Национализм этой эпохи опьяненный релативной свободной, достигнутой несколько десятилетий назад, здесь, думает открыть источник национальных сил. Это ясно отражает венгерская архитектура этой • Венгерскую архитектуру вначале столетия нельзя отделить от иностранных направлений. Борьс-\ началась за гармонический синтез, содержание и формы, за это боролись ван де Велдэ, Отто Вагнер, также как на национальной базе Лехнер Эден. Новая форма достигается в первую очередь путем ч л формулировки объявленного и пространственного оформления. Когда архитектура пришла к этому открытию наступил качественный прыжок, который разделяет классическое от модерна. Эта фаза несомненно падает в период стремления стиля на повороте столетия, поэтому должны учесть решающее, ведущее звено образование стиля модерн. Разветвленные структурные возможности, заполненные многослойными задачами при новаторстве форм создали множество направлений, которые очень трудно систематизировать. После подробного анализа различных направлений устанавливает, что венгерская архитектура начала столетия заканчивается Советской Республикой.