ACTA AGRONOMICA TOMUS 4. (A MTA AGRÁRTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI, 1954)

1954 / 1-2. szám - KREYBIG, L: Die Wirkung verschiedener Düngemittel auf den Boden in Gefässeversuchen

Изучение воздействия различных удобрений на почву в вегетационных сосудах 3 ном количестве легко растворимых органических веществ и гумуса хорошего качества, а также постоянная, комковатая структура, устойчивая в отношении вымывающего действия воды и, наконец, спелость почвы. Без перечисленных не может создаться плодородия почвы — даже при технически грамотном добавлении возможно большего количества минеральных питательных веществ, но оно может стать не только не постоянным, но и может даже непосредственно ухудшиться. Хотя такие факты хорошо известны как для науки, так и для практики сельского хозяйства, к сожалению, работники сельского хозяйства именно в этой области делают наибольшее число ошибок и упущений. Они или в недостаточной мере, или почти совсем не заботятся о правильной обработке органических отходов, имеющихся в их распоряжении в хозяйстве, не заботятся об их сбраживании (ферментировании), созревании, хранении и действительно правильном использовании. Работники сельского хозяйства предпочитают, главным образом, добавление минеральных питательных веществ, отнятых от почвы, как они говорят — титание растений« и ошибочно считают важнейшим фактором плодородия почвы ее насыщение минеральными питательными веществами. Работники сельского хозяйства забывают, что хорошее созревание почвы, и особенности ее постоянную хорошую структуру можно обеспечить только, во-первых, созданием ческих веществ и гумуса соответствующего качества и в достаточном органиколичестве — причем для этого периодически необходимо иметь корневые остатки травосмесей, и во-вторых, регулированием влажности и температуры почвы по агротехническим правилам. Эти факты требуют более подробного исследования вопросов в связи с кормлением — а не питанием — почвенных организмов и растений, а особенно в связи с гумусом, тем более, что понятие гумуса, а также причины воздействия удобрений, еще во многом не разъяснены. Разъяснение этих вопросов, выявление и научное доказательство закономерностей, а затем использование полученных'результатов на практике, имеют решающее значение с точки зрения повышения плодородия почв и урожаев. В почвоведении и в сельскохозяйственной практике редко встречается такое разнообразие мнений, как о »гумусе«, причем эти мнения часто бывают взаимно противоположными. Отдельные авторы считают содержание органических веществ гумуса в почве идентичным. Но большинство из них признает гумусом лишь и особые коллоидальные продукты, образовавшиеся из органических веществ в результате ассимиляционных и диссимиляционных процессов почвенных организмов и прошедшие через химические и коллоидальные изменения, а омертвевшие продукты, в том числе и остатки стерни, они исключают из понятия гумуса. 1*