ACTA AGRONOMICA TOMUS 10. (A MTA AGRÁRTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI, 1960)

1960 / 1-2. szám - J. BAJAI: Growing and Feeding Experiments with Sweet Sudan Gras at the State Farms in the Comitat Tolna (Fornád, Kajmád, Alsópél) in 1958

3 ОПЫТЫ ПО ВЫРАЩИВАНИЮ СОРГО Согласно данным таблицы 1 сладкое суданское сорго одно из самых ценных кормовых растений, или же в отношении получаемой на единицу площади питательной ценности оно даже превосходит большинство этих растений. Для производственной оценки вышеприведенных данных, как и полученных до сих пор экспериментальных результатов, проводились производственные опыты, или же соответствующие наблюдения. Из отпущенного для этой цели Академией наук Венгрии кредита были поставлены опыты в хозяйствах Алшопел, Форнад и Каймад, принадлежащих к управлению государственных хозяйств области Тольна. Одновременно с этим, в целях всестороннего освещения результатов проводимых под нашим руководством опытов, сладкое суданское сорго выращивалось на зеленый корм еще в семи хозяйствах, находящихся также на территории упомянутого управления. К хозяйствам, не находящимся под нашим непосредственным надзором, мы в целях оценки результатов производства обращались с опросными листами. При экспериментальной работе, мы однако руководствовались не только тем, чтобы в крупном производстве проверить результаты опытов по выращиванию на мелких участках, но прежде всего мы намеревались собирать такие производственные наблюдения, при помощи которых, с учетом условий крупного производства, возникающие затруднения можно было бы преодолеть. Наш особый интерес был обращен на условия посева и засорения, на покосное время, на скармливание животным, на продолжительность отдельных периодов скармливания, и наконец на полученные при правильном использовании результаты урожая. Согласно нашему опыту, больше всего ошибок наблюдались в производствах именно в этой области. Однако, ошибки в крупном производстве означают неуспешные годы, обусловливающие много вреда и ущербов. Неправильные наблюдения часто имеют следствием упадок в распространении отдельных ценных растений на много лет. Богатый опыт, полученный на основе оценки опросных листов явно свидетельствует о правильности данного утверждения. На таблице 2 отдельные хозяйства обозначены только порядковым номером, однако те хозяйства, которые проводили выращивание под нашим непосредственным надзором, или же руководством, приведены поименно. Собранные на основе опросных листов данные указывают на то, что хозяйства, производившие культуру сладкого суданского сорго, по большей части мало или совершенно не поняли цели использования пособа выращивания этого растения. Следовательно, ни урожаи, ни использование не показали истинной ценности растения. Все-таки, на территории хозяйств области Тольна плановая посевная площадь суданского сорго в 1959 году все же повышалась, притом в весьма значительной степени. Это прежде 2*