ACTA HISTORICA - A MTA TÖRTÉNELEMTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI TOM. 2 (1953)

2. kötet / 1-2. sz. - E. LEDERER: Tatarszkoje nasesztvije na Vengriju v szvjazi c mezsdunarodnimi szobitijami epohi

2 Эмма Ледерер По словам Маркса, татарское иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Уже в начальный период порабощения ненависть русского народа к монголам проявилась в восстаниях, вспыхнувших во многих местах, которые неоднократно подавлялись князьями — боявшимися потерять власть над своими подданными — в союзе с татарами. После завоевания русской земли продолжалось продвижение монголов к Средней Европе. Через Польшу, Силезию и Моравию они двинулись на Венгрию. В 1241 году началось наступление монголов, известное в венгерской историографии под названием »татарское нашествие«. Буржуазная историография мало внимания уделяла истории татарского нашествия на Венгрию. Она удовлетворялась лишь описанием его со ссылкой на современные источники (Рогериус и Фома Сплитский) и считая их вполне автентичными, сделала такой вывод, что до поражения при Мохаче (1526) татарское нашествие было эпохой самого большого национального бедствия в истории Венгрии. Историей татарского нашествия не занимались самостоятельные монографии, а коротко обсуждали ее только в рамках всеобщей истории Венгрии. В Венгрии число статей, специально занимавшихся татарским нашествием, чрезвичайно мало. Очень интересное явление, что автором наиболее заслуживающей доверия и содержащей конкретные данные монографии, которой, кроме указанных выше источников, пользовались венгерские буржуазные историки, был не венгр, а австриец.2 Довольно объемистая и содержавшая много данных венгерская монография о татарском нашествии, вышедшая в свет — и это нельзя считать случайностью — в эпоху также большого национального бедствия, в эпоху последовавшего за революцией 1848 года абсолютизма, почти не была известна, ее данные почти не использовались. А эта монография, написанная Жигмондом Рошти, пожалуй, и в настоящее время является наиболее заслуживающей доверия из всех самостоятельных трудов о татарском нашествии — на венгерском языке. В заключительной части труда, Рошти открыто заявляет, почему считал он актуальным в 1856 году написать историю татарского нашествия. »Мы же на примере татарского нашествия должны научиться, что последствия любого постигшего родину бедствия.., можно уничтожить..., если в ее сынах вместо отчаяния господствует мужественная воля, здравомыслие и патриотизм, то-есть, если они не откажутся от самих себя.«3 2 Gustav Strakosch—Grassmann, Der Einfall der Mongolen in Mittel-Europa in den Jahren 1241 und 1242. Инсбрук, 1893 3 Rosty Zsigmond, A tatárjárás történelme IV. Béla király idejében (Татарское нашествие во времена короля Белы IV). Пешт, 1856, стр. 145. В 1856 году вышел в свет небольшой, популярный очерк о татарском нашествии : Szalay László, A tatárjárás Magyarországon 1241—1242. (Татарское нашествие на Венгрию, 1241—1242 гг.)