ACTA HISTORICA - A MTA TÖRTÉNETTUDOMÁNYI FOLYÓIRATA TOM. 6 (1959)

6. kötet / 1-2. sz. - ÉTUDES - C. BENDA: Histoire du mouvement des jacobins hongrois II.

1* История венгерского якобинского движения 3 В это время были опубликованы многие его математические и химические исследования, он развернул деятельность среди львовских масонов, и благодаря его связям с масонами Иосиф II в конце 1783 года назначил его профессором естествознания во Львовской высшей школе, которая вскоре превратилась в университет. В это время Мартинович окончательно порвал сосвоим орденом, и, воспользовавшись указами императора Иосифа II, простым заявлением вышел из ордена францисканцев и стал светским священником. В это время Мартинович издал свои первые философские работы, так например, свое исследование,142 написанное для конкурса Лейденской Академии, в котором он выступил сторонником идеалистической философии, но проявил уже большую осведомленность в — по большинству французской — материалистической философии. Глубокое изучение французской и английской философской и политической литературы просвещения постепенно сформировало его мировоззрение, и его работа «Философические мемуары», вышедшая в 1788 году уже свидетельствует о том, что Мартинович стал материалистом, даже атеистом.143 Параллельно с этим сформировались и политические взгляды Мартиновича, полностью в духе писателей французского просвещения. К концу восьмидесятых годов он уже является сторонником демократических реформ, преобразований буржуазного направления, является заклятым врагом высшего духовенства и аристократии, но оказывается в плену всеобщей буржуазной иллюзии, которая сохраняет веру в просвещенного монарха и от него, сверху ждет реформ. Как писал Мартинович в своей уже указанной философской работе : члены тайных обществ своими советами помогают монарху, и таким образом через монарха они служат народу.144 Университетская кафедра во Львове, находящемся в восточной окраине империи, однако все меньше удовлетворяла растущее тщеславие Мартиновича. У него в конце концов создались напряженные отношения с другими профессорами. Две основные черты его характера — его честолюбие и переоценка своей личности, что было сопряжено с пренебрежением по отношению к другим и с тем, что он хотел господствовать над всеми — все больше усиливались и делали врагом для него окружение. Мартинович хотел вернуться в Венгрию, он охотно заменил бы кафедру чином референта какого нибудь правительственного учреждения. Предполагая, что в Венгерском Наместничестве есть вакантное место советника, Мартинович в 1787 году сделал попытку получить его,145 затем в 1789 году он хотел получить назначение 142 Dissertatio de harmónia naturali inter bonitatem divinam et mala creata. Lemberg, 1783. 143 Документы венгерских якобинцев, том I, документ No 1. 144 Mémoires philosophiques, §§91-92. Документы венгерских якобинцев, T. I. стр. 25. 145 См. его письмо от 29 августа 1787 года к Мартону Дьердью Ковачичу. Библиотека имени Сечени, Ms. Quart. Lat. 43/IIL 343-344. fol.