ACTA HISTORICA - A MTA TÖRTÉNETTUDOMÁNYI FOLYÓIRATA TOM. 8 (1961)

8. kötet / 1-2. sz. - ÉTUDES - L. KATUS: La poltiique croate du gouvernement Tisza et les mouvements populaires de Croatie en 1883

1* Хорватская политика правительства Тиса 3 ципальных правах и в территоритальной обособленности.1 Это особенное развитие хорватского народа во время феодализма оказало во многих отношениях влияние и на его буржуазно-национальное развитие. Во внутреннем отношении это обеспечило для него более свободное национальное развитие, чем для других национальностей Венгрии, в то же время он принес с собой и в эпоху капитализма многочисленные феодальные пережитки, в первую очередь хозяйственную, общественную и политическую руководящую роль крупных землевладельцев. А внешне, в отношениях с Венгрией — вернее с Монархией — это придавало хорватскому вопросу в первую очередь государственно-правовой характер, так как центр тяжести вопроса заключился в позиции автономной Хорватии в государственно-правовой системе Монархии. Все сказанное определило и хорватскую политику венгерских правительств времени дуализма, которую следует до известной меры различить от политики по национальному вопросу, веденной в собственной Венгрии, хотя нельзя терять из виду основные взаимосвязи этих двух политик. Венгерские правительства противопоставили национальным требованиям невенгерских народов Венгрии и хорватов в одинаковой мере претензию «венгерского национального государства» и притязание »идеи венгерской государственности». Принципиально отличными оказались, однако, методы и формы венгерской политики в отношении хорватов, так как они определились прежде всего государственно-правовым характером хорватского вопроса, закрепленного в Соглашении. Хорватская политика и политика по национальному вопросу сменяющих друг друга правительств сходились и в том отношении, что обе основывались в сущности на полном пренебрежении национальных требований, вытекающих в силу необходимости из капиталистического развития невенгерских народов, на том, что они не распознали, вернее, игнорировали социально-экономическую основу национальных движений, их необходимые тенденции — значит, суть национального вопроса. Подобно тому, как венгерское правительство в 1868—1918 гг. увидело в национальном вопросе в Венгрии только административно-полицейскую проблему, разрешимую административными и вооруженными мерами, обуздыванием «подстрекателей», так и хорватский вопрос оно рассматривало только как государственно-правовую проблему, разрешимую неизменным по форме сохранением государственно-правового отношения, установленного хорватско — венгерским соглашением 1868 г. Подобно тому, как основывающаяся на теории «единственной венгерской политической нации» политика по национальному вопросу, так и хорватская политика, признающая «располагающую отдельной территорией хорватскую политическую нацию» в сущности основывалась 1 Z. I. TÓTH: Quelques problèmes de l'État multinational dans la Hongrie d'avant 1848. Acta Historica 1955, CTp. 140 — 147.