ACTA HISTORICA - A MTA TÖRTÉNETTUDOMÁNYI FOLYÓIRATA TOM. 15 (1969)

15. kötet / 1-2. sz. - ÉTUDES - T. HAJDU: Le congres du parti unifié et les problemes de principe du parti ouvrier sous la République Hongroise des Conseils

T. Xaùdy им удалось сохранить большую часть своей организационной базы. Это отразилось и на составе делегатов съезда. Коммунистическая партия, только что начавшая создавать свои организации, растворилась в объединенной партии.3 Коммунистическая партия Венгрии не стремилась стать массовой партией, она состояла из активных членов, на активность которых партия законно могла рассчитывать. О численности членов КПВ мы не располагаем достоверными данными; по некоторым данным ее численный состав между январем и мартом 1919 г. с 10 тысяч возрос до 30—40 тысяч. Преобладающее большинство членов КПВ работало в Будапеште и в пригородах столицы, а также в нескольких провинциальных городах. Из числа последних более важные коммунистические центры - города Надьварад, Сегед, Дебрецен — вскоре были потеряны для революции, вследствие иностранной интервенции. На оставшихся территориях организации коммунистической партии создались главным образом в горнопромышленных районах. Численность членов Социал-демократической партии в довоенные годы составляла около 100 тысяч человек. Если из них вычесть членов партии из Трансильвании, Войводины и города Пожонь (Братислава), а также, если учесть, что значительная часть коммунистов состояла из старых организованных рабочих, то станет ясным, что число сознательных, активных социал-демократов превышало число коммунистов, однако, они не представляли такой массы, в которой сравнительно небольшое число коммунистов «потерялось» или «растворилось» бы. Не говоря уже о том, что значительная часть старых социал-демократов сочувствовала левому крылу, находившемуся под руководством Ландлера и Нистора. Начиная с 1917 г. численный состав Социал-демократической партии возрос скачкообразно, в момент прокламации Венгерской Советской Республики он достиг 800 тысяч, а до съезда численность объединенной партии — по крайней мере на бумаге — составляла около полутора миллиона человек. Таким образом, произошло не настолько «растворение» КПВ в Социал-демократической партии, а скорее «растворение» активных членов обеих партий в массе, которая один-два года тому назад была еще неорганизованной и находилась большей частью на низком уровне сознательности. Кому принадлежали эти массы? На этот вопрос трудно дать категоричный ответ. Коммунисты жаловались на то, что огромное число мелкобуржуазных «попутчиков», карьеристов, индифферентных людей поддерживало оппортунистическое крыло. Это соответствовало действительности. Социал-демократы же в своих мемуарах ссылаются на то, что новые массы, вступившие в ряды партии под влиянием российской революции, чернорабочие, солдаты, -— следовали за сторонниками русской революции и с 3 Об орг. вопросах партии см. Legyőzhetetlen erő. (Непобедимая сила.) Budapest, 1968. Acta Historica Academiae Scientiarum Hungaricae 15, 1969