AGRÁRTÖRTÉNETI SZEMLE 10. évfolyam (1968)

1968 / 3-4. sz. - KÖZLEMÉNYEK - KIRÁLY ISTVÁN: A szarvasmarha-tenyésztés fejlődése Tolna megyében, 1848-1944

KIRÁLY ISTVÁN В скотоводстве все меньше значения имело разведение рабочего скота. Все это вместе взято служило развитию молочного хозяйства. Возросшее производство молока повлекло за собой необходимость организации сбыта молока. Ещё во время до первой мировой войны в комитате было создано множество молочных кооперативов. Эти сбытовые кооперативы главным образом занимались куплей произведенного крестьянами молока. Сбытовые кооперативы образовались, однако, не в результате организаторской деятельности крестьян, а в результате деятельности властей и хозяйственных обществ. Тем фактом объясняется, что сбытовые кооперативы, после краткого процветания, скоро пришли в упадок. Во время окончания первой мировой войны уже ни один сбытовый кооператив не существовал. В период между двумя мировыми войнами началась более усиленная организаторская деятельность в области создания кооперативов. Во главе движения стоял молодой агроном, Паль Мольнар, кто главным образом на основе приобретенных в Фнннляндии опытов желал объединить деревенские молочные кооперативы в один кооперативный центр и тем самым и провести их демократизацию. Целью его было хоть в некоторой степени сократить зависимость крестьян от находящейся в руках крупного капитала обрабатывающей промышленности. Организаторская работа увенчалась успехом, ибо удалось собрать в кооперативы не только занимающихся производством молока данного комитата, но и в соседних комитатах началось движение за создание кооперативов на основе таких же принципов. Первый успех их был достигнут при определении цены на молоко. Для объединившихся в картеле кооперативов гарантированная цена купли молока была выше, чем вне картеля. Сокращению влияния крупного капитала служило и их стремление создать свои самостоятельные заводы для производства молочных продуктов. Вопросами разведения крупного скота занимались официальные органы, а также хозяйственные общества. В хронологическом порядке в центре внимания стал вопрос об улучшении породы производителей. В деревнях смена производителей происходила при поддержке государства. Впрочем, данная акция играла значительную роль в том, что данная здесь порода крупного рогатого скота была заменена новой породой. Новые быки вообще происходили из западных стран или же были продуктами скрещивания пород. Таким образом, благодаря появлению нескольких новых производителей, все поголовье крупного рогатого скота деревни переменилось. Поднятию уровня крестьянского животноводства желало содействовать хозяйственное общество организацией животноводческих выставок и объявлением премий. Присуждение премий было связано с организацией ярмарок. На ярмарках принимали участие и животноводы других комитатов, и врезультате купли-продажи крупный рогатый скот боньхадьской породы распространялся по всей стране. Так как отличительным свойством боньхадьской породы коров является хорошая удойность, хозяйственным обществом были организованы соревнования по удойности, чтобы определить обладающие хорошей удойностью семейства среди коров. Данное стремление впоследствии было связано с введением ведения племенных книг для одной части скота. Во время до первой мировой войныв комитате производились даже две попытки создания организация для ведения племенных книг. Первоначальные успехи были, однако, уничтожены во время первой мировой войны. На основе строгих принципов и прочной организации с 1926 года была введена система введения племенных книг. Данная система ведения племенных книг существует и в наши дни. ISTVÁN KIRÁLY DIE ENTWICKLUNG DER RINDVIEHZUCHT IM KOMITAT TOLNA (1848-1944) Zusam menfassung Das Komitat Tolna war der Mittelpunkt des einen der milchproduzierenden Kreise von Transdanubien, woher Budapest ungefähr die Hälfte seines Milchbedarfes gedeckt hatte. Die in dieser Gegend hochgezüchteten Kühe von Bonyhád gaben die reichliehe Milchproduktion. Die gute Milchproduktionsfähigkeit dieser Landrassc sicherte den speziellen Rang, den das Komitat in der Entwicklung der ungarischen Rindviehzucht eingenommen hat. Auf den landwirtschaftlichen Ausstellungen gewann immer ein Züchter von Tolna Jahrzehnte hindurch den ersten Preis. Neben den guten Ergebnissen der Milchproduktion und der Züchtung entwickelte sich auch der Viehbestand des Komitates