Bóka László szerk.: Irodalomtörténet, 1962. 50. évfolyam

Bibliográfia - A rokontudományok folyóiratainak magyar irodalomtörténeti vonatkozású írásai 1959-ben. (Gyűjt.: Kozocsa Sándor, ifj., szerk.: Kemény G. Gábor.) 336–360. p.

IDEGENNYELVŰ ISMERTETÉSEK РЕЗЮМЕ Антал Вебер О НАЧАЛЕ НАШЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Автор занимается некоторыми проблемами эпохи Просвещения и реформ, в первую очередь вопросом художественной сознательности. В словесной общественности распространено мнение, по которому писатели этой эпохи творили большей частью инстинктивно, их эстетическое образование было весьма дефектным или устарелым и гетерогенного характера: Автор старается доказать, что это мнение восходит к генерализациям нескольких более ранних работ и что относящиеся к этой области исследования уже давно не проводятся на желаемом уровне. Если бросить взгляд лишь на некоторые более известные и фактически доказываемые явления и на теоретические труды значительных творцов как Чоконаи и Кёльчеи, то сразу становится ясным, что венгерское эстестическое образование, хотя и не могло развиться в специальную дисциплину в данных условиях культуры, все же существовало и, в соответствии с венгерскими условиями, выражало главные художественные стремления, которыми интересовались наши писатели. Йожеф Мезеи ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ И ЭПОХА «ВЫРАВНИВАНИЯ» Из кризиса либерализма после компромисса родилась двоякого рода рефлексия, двойное отношение к явлениям мира. Одна из этих тенденций продолжала реалистические консеквенции, т. е. программу дезиллюзионизма абсолютизма (Ласло Арань), другая же выражалась в самокритике, глубоко переживавшей классовую деканденцию (Дыола Ревицки). Последняя — более искренняя и более «оппозиционная». Позиция Ласло Арань происходит от опасения за свое класс, от намерения улучшения. Он не обольшает ни себя ни других. У него хватает мужества хоронить и оплакивать, он смеет быть пессимистом без оговорок и иллюзий. Он есть анархист любви, который освобождает чувства от предрассудков и конвенций. Значит его позиция родилась вопреки классовым идеям и классовому сознанию и все же последовала путь еще активной буржуазной мысли. Он хотел выравнивать унаследованные антагонизмы просто отрицанием их. Но и в общественной действительности была налицо известная выравнивающая тенденция, состоявшаяся из сближения интересов ведущих классов. Эстетика понимания есть основа интеллектуального возвышения, и оба восходят к позитивистическим вкусам. Более важным, чем теория среды, достижением эстетики Тена был принцип взаимодействия вещей. «Научность» — этого была современная цель искусства. И это характерно не только для натурализма: Но научность создала в то же время и фиктивное искусство. Она выражала не законные явления действительности, но переживание, руководимое внутренним интересом. Результатом всего этого была литература личных переживаний, как стихийное впечатление какой-то темы.