ACTA AGRONOMICA TOMUS 3. (A MTA AGRÁRTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI, 1953)

1953 / 1-2. szám - Z. BÖJTÖS: Zur Methodik der Luzernenzüchtung

2 3. Бейте in ство травяного корма и что чрезмерный генеративный отбор сопряжен с опасностью. Как увидим в дальнейшем, большой урожай сена не влечет за собой безусловное снижение урожая семян, но односторонний отбор для получения больших урожаев семян легко может повлечь за собой снижение урожая сена. Хороший лет насекомых в Венгрии впрочем не делает нужным предпочитать селекционные цели, связанные с проблемами семеноводства, как это делается в особенности в Германии, Скандинавии и на иных территориях, где наблюдается слабый лет насекомых. В селекции люцерны в Венгрии в общем приняты два направления-На основании этого, в первую очередь, надо заниматься селекцией Medicago sativa, но в будущем большое значение приобретут и типы люцерны, принадлежащие к Medicago media Per . (M. varia Urb.), так как план развития нашего кормопроизводства непременно требует значительного расширения имеющихся посевных площадей люцерны. По мнению Колб au (22) M. media имеет большое значение и в травопольных севооборотах. С точки зрения экспорта семян, — хотя под всемирно известной венгерской люцерной и понимали в общем посевной тип, — в будущем большое значение будет иметь также и Medicago media, благодаря большому распространению этого вида. Специальным направлением является селекция типа люцерны, подходящего для пастбищ. Тут значительную роль будет играть Medicago falcata,, далее подходящей считается возобновляющаяся с помощью осыпания семян Medicago lupulina. Введение травопольной системы окажет свое влияние на селекцию люцерны в том, что для травопольных севооборотов подходящими окажутся также и недолговечные, а в то же время обычно и более урожайные сорта. Тут, однако, из-за более загущенного стояния, в первую очередь подходящими окажутся сорта более устойчивые к заболеваниям-Нет сомнения, что на наиболее важные цели селекции, на количество и качество сена, на урожайность семян и на долговечность, оказывает значительное влияние засухоустойчивость, зимостойкость и восприимчивость к болезням. Главной и общей целью селекции люцерны является улучшение первых и устранение последнего качества, целесообразное управление факторами, формирующими количество и качество урожая. При этом наблюдается значительное отклонение от проблем селекции большинства сх. растений вследствие совсем специфических особенностей цветения и оплодотворения люцерны, которые очень усложняют распознавание факторов, влияющих на урожайность, и оценку при отборе. Таким образом, оценка взаимосвязи между морфологическими и физиолоическими свойствами, не говоря даже о сложных генетических условиях, представляет собою весьма серьезные затруднения в работе селекционера.