ACTA AGRONOMICA TOMUS 11. (A MTA AGRÁRTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI, 1961-1962)

1961-1962 / 1-2. szám - S. RAJKI: The Growing Period of Common Wheat Varieties and some Methods of its Modification

2 Ш. РАЙКИ обладающих хорошими свойствами наших стандартных сортов (зимостойкость, засухоустойчивость высокие хлебопекарные качества), а также устойчивых против полегания и дающих в условиях обильного удобрения высокие урожаи, нами проведены в течение прошедших четырех лет, многочисленные скрещивания. Изучая различные гибриды, мы пришли к заключению, известному из мировой литературы по пшенице, о том, что из форм пшеницы, полученных с помощью гибридизации, можно получить сорт в том случае, если его вегетационный период и ритм развития будет соответствовать экологическим условиям его выращивания. Поэтому в центр наших исследований генетики пшеницы поставлено изучение вегетационного периода. «Основным моментом в селекции пшеницы является длина вегетационного периода», — пишет Н. И. Вавилов [1], и, далее: «с вегетационным периодом связано множество свойств, определяющих уход от заморозков, от засухи, от ржавчины, от поражения насекомыми; с ним связаны и такие свойства, как качество зерна. Исследования последних десятилетий... в особенности замечательные работы Т. Д. Лысенко (исследования по стандийному развитию — Ш. Р.) совершенно определенно выяснили зависимость вегетационного периода не только от генетических свойств, но также от внешних условий, определяющих развитие сортов.» Значит, создание вегетационного периода у пшеницы, соответствующего климатическим условиям места их выращивания, имеет основное значение на урожай, или, точнее, на развитие свойств, определяющих непосредственно судьбу урожая. Ключом к созданию таких пшениц служит определение условий стадийного развития пшеницы в данной местности. От длины цикла развития от всходов до выхода в трубку, значит, от длины вегетативного периода непосредственно зависит, в основном, степень озимости пшеницы и ее зимостойкость, а косвенно многие другие свойства, определенные сроком созревания. Поэтому в опытах нескольких лет нами были установлены потребности сортов пшеницы, использованных в качестве исходного материала для селекции, в стадиях яровизации и световой, которые служат основой вегетативного периода развития. Длина стадии яровизации многих сортов была определена яровизацией наклюнувшихся семян, у нескольких сортов — растений. Результаты наших исследований по световой стадии будут опубликованы отдельно, здесь сообщим некоторые данные по изучению стадии яровизации. 1) Потребность сортов пшеницы в прохождении стадии яровизации (в виде наклюнувшихся семян) В течение прошедших четырех лет была установлена длина стадии яровизации примерно у 100 сортов. Большинство изучаемых сортов принадлежит к виду мягкой пшеницы (T. aestivum), и является перспективным