ACTA JURIDICA - A MTA Jogtudományi Közleményei Tom. 10 (1968)

1968 / 1-2. sz. - BOKOR-SZEGŐ HANNA: The Content in International Law of the Right to Self-determination Reflected by the Disintegration of the Colonial System

2 X. Бокор-Сэгё феодальных владений, поэтому с целью расширения товарного производства она стремилась к уничтожению внутренней раздробленности и созданию единого внутреннего рынка. Итак, объявила необходимость объединения всей территории, на которой проживает нация, в одно государство, «идею самоопределения наций».3 Однако буржуазия после возникновения национальных государств, т. е. начиная с момента превращения её в господствующий класс, отказалась от идеи национального самоопределения: она стремилась к распространению своего господства над другими национальностями, в первую очередь над колониальными территориями.4 В начале XX столетия идея национального самоопределения вновь выступает на передний план, но уже не в качестве результата политической борьбы буржуазии, а в первую очередь в качестве результата политической борьбы рабочего класса. В силу медленного общественного развития в Восточной Европе период буржуазных революций наступил в такой поздний период, когда историческими условиями уже были созданы предпосылки социалистической революции: значит, классовый характер идеи самоопределения претерпел существенные изменения. В этот период идея национального самоопределения возникает не только в связи с европейскими государствами, а на передний план выдвигается положение зависимых стран и колоний.5 Но в процессе исторического развития идеи национального самоопределения изменился не только её классовый характер, а — и представители международного права оценивают главным образом это её качественное изменение — из политического принципа она превратилась в норму международного права. Это изменение могло произойти лишь тогда, когда во всем мире существенным образом возросло влияние прогрессивных сил: когда роль этих сил стала значительной в формировании норм, определяющих поведение государств. В появлении Советского Союза прогрессивные силы мира нашли такую поддержку, которая сделала возможным успешное ведение борьбы за признание права на самоопределение. Советский Союз с момента его возникновения последовательно добивался осуществления принципа самоопределения наций.6 В соответствии с его государственным и общественным устройством этот принцип был осуществлен в его внутренней политике, и одной из основных целей его внешней 3«Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальным движением.» В. И. Ленин, Соч. Том 20, стр. 368. 4 Анализ этих двух периодов см. Ленин, Соч., Том 20, стр. 372. 5 Ленин, Соч. Том 20, стр. 371—372. 6 См. подробнее Тункпн, цит. произв. стр. 37—48. Acta Juridica Acadcmiae Scientiarum Hungaricae Tomits 10, (1008)