ACTA AGRONOMICA TOMUS 4. (A MTA AGRÁRTUDOMÁNYI KÖZLEMÉNYEI, 1954)

1954 / 1-2. szám - KREYBIG, L: Die Wirkung verschiedener Düngemittel auf den Boden in Gefässeversuchen

4 Jl. Крейбиг уже известно, что органические вещества, находящиеся в навозе, сидератах, компосте, остатках стерни или корней, часто (можно сказать в большинстве случаев) оказывают большее воздействие, чем содержащиеся в минеральных удобрениях питательные вещества, растворимые в воде, несмотря на то, что их содержание минеральных питательных веществ, непосредственно усваиваемых растениями, небольшое. Таким образом, при оценке удобрений до сих пор в большинстве случаев учитывалась их эффективность. Но ввиду того, что действие одного и того же удобрения может быть для разных культур и при неодинаковых условиях (даже на одной и той же почве) очень различным, то с практической и экономической точек зрения ценность удобрения определяется не эффективностью, а его фактическим воздействием. Из этого следует, что для суждения о действительной практической ценности какого-нибудь удобрения, необходимо знать возможное его влияние и воздействие на растения в различных условиях. Поэтому действительная сельскохозяйственная ценность удобрений зависит от всех проявляющихся свойств удобряемой почвы и от потребностей растений, так же, как и от специфичной эффективности, которую до сих пор оценивали, главным образом, на основе растворимости. Поэтому, качество и количество удобрений, необходимых для данной почвы и выращиваемого растения, определяется не только потребностями данного растения, но, главным образом, и прежде всего, исходя из почво-химических и физических соображений, а также из соображений биологии почвы и удобрения. Определение количества питательных веществ в удобрении и в почве, находящихся в состоянии, пригодном для усваивания растениями, не дает достаточного основания для определения воздествие удобрения и потребности почвы в питательных веществах. Минеральные питательные вещества, находящиеся в удобрении в состоянии, пригодном для усваивания растениями, в почве легко снижают эффективность по той причине, что вступая в реакцию с определенными составными частями почвы, снижают степень растворимости. Данные исследований почвы, в свою очередь, отражают постоянно меняющееся состояние исследуемого образца лишь в данный момент. Значит, нужно знать содержание питательных веществ в почве не в данный момент, а изменения, происходящие в этих питательных веществах в различных условиях, то есть, другими словами, нужно знать способность данной почвы производить питательные вещества. Методы определения питательных веществ, находящихся в легко растворимом и усваиваемом состоянии, не дают возможности установить количество органически связанных между собой питательных веществ, хотя именно эти вещества в большинстве случаев являются наиболее действенными. Работник сельского хозяйства — практик уже давно знает, что важнейшими факторами плодородия почвы являются содержание в достаточ-