ACTA HISTORICA - A MTA TÖRTÉNETTUDOMÁNYI FOLYÓIRATA TOM. 6 (1959)

6. kötet / 1-2. sz. - ÉTUDES - C. BENDA: Histoire du mouvement des jacobins hongrois II.

4 К. Бенда Это говорил Игнац Мартинович — руководитель заговора венгерских якобинцев перед венской следственной комиссией в августе 1794 года.139 Вокруг личности Мартиновича продолжается спор уже в течение полутора столетий. Личность Мартиновича стала символом, по нему судили о всем якобинском движении в Венгрии. Многие противоположные мнения о нем и безусловно важное значение его личности в организации заговора делают необходимым то, чтобы мы тоже немного подробнее занялись им.140 Мартинович происходил из мелкобуржуазной семьи. Его предки по отцовской линии в конце 17 столетия сбежали от турок из Сербии в Венгрию. Отец Мартиновича — по некоторым данным — был торговцем или трактирщиком в Пеште, сын же позже называл его офицером.141 Отец Мартиновича умер рано, и вдова (дочь из скромной немецкой мелкобуржуазной семьи в Буде) жила в тяжелых материальных условиях с шестью детьми. Ее простая религиозная душа увидела осуществление заветной мечты всей своей полной борьбы жизни, когда самый младший из детей — Игнац, родившийся в 1755 году, в шестнадцатилетнем возрасте вступил в орден францисканцев. Беспокойного духа, умный юноша, как монах, окончил высшую школу и получил докторскую степень по богословию и философии. Талант Мартиновича появился рано. Он занимался главным образом естественными науками. Однако молодой Мартинович все труднее переносил притеснения и оковы монашеской жизни. Прения с другими монахами и столкновения с начальством все более учащались, и не один раз самому игумену приходилось вмешиваться в его дела. В 1781 году, когда его родственники выхлопотали для него должность военного священника в одном пехотном полку в Буковине, он ни минуты не колеблясь, ухватился за возможность освобождения. Мартинович, даже не спросив согласия игумена, уехал в Буковину. Здесь Мартинович познакомился с графом Игнацем Потоцким (впоследствии министр в польской освободительной войне 1794 года), который очень полюбил говорящего на многих языках, начитанного военного священника, приятного собеседника, и пригласил его с собой в европейскую поездку. Поездка, длившаяся почти год, оставила глубокие следы в Мартиновиче. Они объездили Францию, Швейцарию, Англию, Германию и граф, который сам был сторонником реформистского направления, проникнутого духом просвещения, всюду искал связь с теми, которые проповедовали мировоззрение нового века в области политики и науки. Они вернулись домой в конце 1782 года, после чего Мартинович поселился во Львове. "'Документы венгерских якобинцев, том II, стр. 49—51. 140 Относительно жизни Мартиновича до 1790 года и в настоящее время являются незаменимыми работы Вильмоша Фракнои : Жизнь Мартиновича. Századok. 1877. ; Заговор Мартиновича и его товарищей. Будапешт, 1880 ; Игнац Мартинович. Будапешт, 1921. 141 Относительно этого и ниже следующего см. «Документы венгерских якобинцев», том II, стр. 27 и сл.