ACTA HISTORICA - A MTA TÖRTÉNETTUDOMÁNYI FOLYÓIRATA TOM. 8 (1961)

8. kötet / 1-2. sz. - ÉTUDES - L. KATUS: La poltiique croate du gouvernement Tisza et les mouvements populaires de Croatie en 1883

Л. Кату ut рило массовую базу этого движения. Появлявшееся в 1879 г. все более открытым образом агрессивное поведение венгерского правительства и осуществление фиктивных претензий «венгерского национального государства» за счет хорватского самоуправления сделали возможным, чтобы руководящая национальным движением националистическая мелкая буржуазия и интеллигенция — под руководством Партии права — обратила социальное недовольство крестьянства против венгерского правительства и системы Соглашения, и использовала его в интересах своих собственных национальных целей. Рассматривая этот вопрос в такой взаимосвязи, на деле можно приписать т. н. «делу герба» только третье- или четвертостепенную рол'ь в событиях 1883 г. в Хорватии. Таким образом, события 1883 г. представляют собой как будто узловый пункт хозяйственного, общественного и политического развития Хорватии в последовавшие за Соглашением десятилетия. В 1883 г. был положен конец первому полтора-десятилетнему периоду истории системы Соглашения в Хорватии. Предлагаемая статья, конечно, не может рассматривать своей целью разбор по всем деталям событий 1883 г. в Хорватии — на основе современного материала архивов и печати, имеющегося в Венгрии, это является невозможным. Нам хотелось бы всего показать главные особенности, причины и взаимосвязи движения, в первую очередь с точки зрения развития хорватского национального движения и хорватской политики венгерского правительства. Хорватский вопрос после соглашения 1868 г. В основе хорватского вопроса крылись те же главные факты и последствия капиталистического социально-экономического развития, которые определили национальное развитие и требования всех народов многонациональной монархии Габсбургов, в том числе и Венгрии. У хорватов и у других национальностей Венгрии одинаково общим являлся параллельный с развитием капитализма процесс становления буржуазной нации и то обстоятельство, что их национальные стремления пришли в противоречие с другими буржуазными национализмами, в первую очередь с облеченными в идеологию «венгерского национального государства» стремлениями венгерских господствующих классов к власти. Внутри этой основной общности, однако, имелись значительные различия между национальным развитием хорватов и других невенгерских народов Венгрии. В эпоху феодализма хорватский народ шел по отличному от других невенгерских народов Венгрии пути становления нации: он имел вполне феодальную общественную структуру, имел феодальный господствующий класс с крупным земельным владением и дворянство, которое располагало сословным самоуправлением, появляющимся в отдельных муни-