Acta Ethnographica 3. (1953)

1953 / 1-4. szám - Gy. Ortutay: The Significance of Stalin's Works on Linguistics for Folk-lore

ЗНАЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТРУДОВ И. В. СТАЛИНА ДЛЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ* ДЬЮЛА ОРТУТАИ Этнографический Институт Университета, Будапешт Цель настоящего доклада очень скромна. Он стремится погасить хоть часть громадной задолженности венгерской этнографии, в частности фольклористики. Венгерские этнографы отлично сознают, что гениальное учение И. В. Сталина о языке имеет огромное значение не только для развития языкознания с открытием новых перспектив для дальнейших исследований, но—как ценный вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма наших дней — производит неизмеримое влияние не только на общественные и исторические науки, но и на целый ряд дисциплин и все наше научное мышление. Его влияние является весьма сильным в области нашей дисциплины, ибо принуждает нас критически поверить основные принципы и методы фольклора, способствуя устранению допущенных ошибок, и позволяет ликвидировать причины нашей теоретической отсталости. Эта задача, конечно, не может быть выполнена в узких рамках нашего доклада, охватывающего всего только несколько из данных проблем. Она может быть выполнена только лишь целеустремленной работой множества исследователей, после долгих и жарких прений принципиального характера. Вышеупомянутая крупная задолженность возникла по той причине, что в области венгерской этнографии, в частности фольклористики, было сделано еще весьма малое для применения сталинского учения в целях обогащения наших теоретических сведений и облегчения нашей повседневной практической работы. В этом отношении едва ли допустима ссылка на что-нибудь иное, как только на доклады К. Марота (Marót) и Б. Сабольчи (Szabolcsi) на первом заседании АН Венгрии, посвященном дискуссии о лингвистических статьях Сталина. К сожалению, эти доклады до сих пор не были опубликованы и, таким образом, не привели к плодотворным теоретическим дебатам, столь необходимым для нашей дисциплины. Помимо названных докладов, имевших ясно выраженный фольклористический характер, были сделаны и некоторые замечания на отношение марризма к вопросам этноге * Доклад, прочитанный автором на совместном заседании I и П-го Отделений АН Венгрии, равно как и Университета имени Лоранда Этвеша, имевшем место 21 июня 1952 г. Acta Ethnographica 1II/1—4